Положение о классном руководителе

I. Общие положения

1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», Письмом Минобразования России от 21.06. 2001 № 480/30- -16 « О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях», Уставом школы и определяет цели, задачи и функции классных руководителей.
1.2. Классный руководитель – профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создаёт условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.
1.3.Классный руководитель назначается директором из числа педагогических работников. В своей деятельности классный руководитель руководствуется настоящим положением.


II. Основные цели и задачи деятельности классного руководителя

2.1. Цели деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
2.2. Основными задачами деятельности классного руководителя являются:
- формирование и развитие коллектива, класса, как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребёнка;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.


III. Функции классного руководителя

3.1. Организационно - координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй;
- установление контактов с родителями, или иными законными представителями, оказание им помощи в воспитании;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общеобразовательного учреждения;
- организация воспитательной работы с обучающимися;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- планирование, организация и контроль отдыха, оздоровления и занятости учащихся в каникулярный период;
- взаимодействие с органами системы профилактики по предупреждению правонарушений и аддиктивного поведения (наркомания, алкоголизм, правонарушения и другое) среди учащихся, решению проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- организация питания учащихся;
- содействие инициативам учащихся по созданию не запрещенных действующим законодательством общественных объединений (организаций);
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, планирование работы классного руководителя, проверка дневников обучающихся и др.)
3.2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.3. Аналитические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
3.4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающихся;



IV. Формы работы классного руководителя по организации жизнедеятельности учащихся

Классный руководитель является организатором разнообразных видов жизнедеятельности детей:
4.1. Познавательной, которая расширяет кругозор школьников, приобщает их к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями.
4.2. Трудовой, направленной на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующего уважительное отношение к материальным ценностям как средству существования человека.
4.3. Художественной, развивающей чувственные мироощущения, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям и стимулирующей художественную самодеятельность школьника.
4.4. Спортивной, культивирующей здоровый образ жизни, формирующей силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела.
4.5. Общественной, содействующей социализации школьника, приобщающей его к активному преобразованию действительности.
4.6. Ценностно-ориентированной, направленной на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях.
4.7. Свободного общения, осуществляемого как досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с «другим человеком» как ценностью.
4.8. В работе с конкретным коллективом учащихся классный руководитель изменяет содержание и соотношение видов деятельности школьников в зависимости от их возраста и уровня воспитанности. Он учитывает также особенности социальной обстановки в стране и конкретные условия школы, класса.
4.9. Классный руководитель должен владеть целой палитрой форм организуемой деятельности. Необходимо отметить, что количество форм коллективной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся безгранично. Классный руководитель должен обладать методическим запасом образованных, распространенных в практике школьного воспитания и наиболее популярных форм работы со школьниками, особенно дискуссионных, игровых, состязательных, творческих и др.



V. Содержание работы классного руководителя

5.1. Классный руководитель принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
5.2. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка классный руководитель осуществляет взаимодействие всех участников образовательного процесса.
5.3. Классный руководитель организует деятельность учащихся по соблюдению положений Устава школы, локальных актов, Договора на получение образования в школе, заключённого между ней и родителями обучающихся.
5.4. В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует с учителями - предметниками, представляет интересы своих воспитанников в педагогическом совете, привлекает к совместной работе родителей обучающихся (законных представителей), вовлекает обучающихся во внеклассную работу, дополнительное образование.
5.5 Совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом классный руководитель изучает индивидуальные особенности обучающихся, процесс их адаптации в микро социуме (классном коллективе), координирует связь педагога-психолога, социального педагога с родителями (законными представителями), анализирует развитие коллектива класса, определяет творческие, интеллектуальные, познавательные возможности детей.
5.6. Классный руководитель сотрудничает с педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами, способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам, внеклассную, внешкольную каникулярную работу.
5.7. Классный руководитель взаимодействует с социальным педагогом, организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, социальных проектов.
5.8. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье детей, способствует формированию отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения.
5.9. Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия – уровнем развития личности обучающегося, сформированностью классного коллектива.
5.10. Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час как форма непосредственного общения педагога с детьми, в ходе которого могут решаться моральные, нравственные и другие проблемы.
5.11. Классный час проводится не реже 1 раза в две недели.
5.12. Классный руководитель играет ведущую роль во взаимодействии образовательного учреждения и родителей (законных представителей), организует консультационную работу с родителями по различным вопросам воспитания, обучения, соблюдения прав обучающихся.
5.13. Классный руководитель проводит родительские собрания, организует работу органа родительского самоуправления (совета, комитета и др.).
5.14. Родительское собрание проводится не реже 1 раза в четверть.
5.15. В обязанности классного руководителя по организации деятельности классного коллектива входит:
- распределение различных поручений среди учащихся;
- работа с активом класса;
- организация классных коллективных творческих дел и других мероприятий;
- направление учеников класса в советы общешкольных дел;
- забота о заболевших учениках, пропустивших много уроков (организация помощи в учебе, обеспечение внимательного отношения к ним со стороны одноклассников);
- организация дежурства по школе;
5.16. Классный руководитель контролирует ежедневно:
- посещаемость учебных занятий класса;
- успеваемость обучающихся;
- соблюдение обучающимися правил пользования учебными кабинетами;
- ведение дневников обучающихся;
- обеспечение школьниками требуемого санитарного состояния закрепленного за классом учебного кабинета и участка территории школы;
- соблюдение установленных требований к внешнему виду обучающихся;
- организацию питания учащихся класса.



VI. Критерии оценки деятельности классного руководителя

6.1. Основными группами критериев оценки функции классного руководителя являются деятельность и результативность.
6.2. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (уровень проведения мероприятий, наличие системы воспитательной работы в классе, взаимодействие всех участников образовательного процесса в данном классе, а также с учебно-вспомогательным персоналом, различными социальными институтами, организация питания).
6.3. Критерии результативности отражают уровень достижения обучающимися в социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины, их гражданской зрелости).
6.4. Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель всесторонне развитой личности, т.е. личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение. Задача классного руководителя – установить меру соответствия реального образа школьника идеальной модели, выражающей цели воспитания.
6.5. Положительно оценивается воспитательный процесс тогда, когда получаемые результаты фиксируют повышение уровня воспитанности к выпускному классу, а общий результат много выше показателей младших и подростковых классов. Определенным критерием является и уровень зрелости классного коллектива, а также активная позиция классного руководителя в жизни школы.
6.6. Примерные критерии оценки профессионального уровня классного руководителя содержат следующие направления:
- деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы с учащимися;
- совместная деятельность классного руководителя с учителями, работающими в классе;
- взаимодействие классного руководителя с родителями и общественностью по воспитанию учащихся.

VII. Документация классного руководителя

7.1. Классный руководитель ведет документацию класса, предоставляя администрации школы статистическую информацию и сведения об успеваемости обучающихся и посещаемости ими занятий.
7.2. Отчетная документация классного руководителя:
 анализ и план воспитательной работы с классом на учебный год;
 тетрадь (папка) классного руководителя;
 протоколы заседаний родительского комитета и родительских собраний, материалы для их подготовки;
 план работы – сетка на каждую четверть и каникулы.


СОГЛАСОВАНО:
с приложением к приказу
Дон Краснодарского края
от 12.04.2006г. № 01.5/1360
«Примерное положение о классном
руководстве в образовательных
учреждениях Краснодарского края»

1 «а» - кл. руководитель – Габро Ирина Васильевна
1 «б» - кл. руководитель – Демиденко Ольга Борисовна
2 кл. – кл. руководитель – Корнеева Татьяна Владимировна
3 «а» - кл. руководитель – Вагизьянова Наталия Дмитриевна
3 «б» - кл. руководитель – Авдеева Надежда Михайловна
4 кл. – кл. руководитель – Пеньковская Любовь Николаевна
5 «а» - кл. руководитель – Рябова Ольга Ивановна
5 «б» - кл. руководитель – Колесникова Елена Алексеевна
6 «а» - кл. руководитель – Черкашина Светлана Николаевна
6 «б» - кл. руководитель – Васильева Татьяна Ивановна
6 «в» - кл. руководитель - Ковтун Ольга Борисовна
7 «а» - кл. руководитель – Кузнецова Светлана Николаевна
7 «б» - кл. руководитель – Годлевская Наталья Юрьевна
8 «а» - кл. руководитель – Серенко Ирина Александровна
8 «б» - кл. руководитель – Безуглая Елена Викторовна
9 кл. – кл. руководитель – Левина Людмила Сергеевна
10 кл. – кл. руководитель – Реут Оксана Владимировна
11кл. – кл. руководитель – Зубкова Валентина Ивановна

Hosted by uCoz