Годлевская Н.Ю. Уроки химии

УРОК ХИМИИ В 10 КЛАССЕ
в форме групповой работы; с использованием мультимедийного проектора

Тема урока: ЖИРЫ. СОСТАВ И СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ. МЫЛА И СМС.

УМК: «Химия, 10 класс», О.С. Габриелян.

Цели урока: рассмотреть состав, строение и свойства жиров как группы сложных эфиров; дать понятие о мылах и сравнить их моющие свойства с аналогичными для синтетических моющих средств.

Задачи:
образовательная: сформировать понятие о жирах как группе сложных эфиров; показать строение и свойства жиров; научить составлять формулы жиров, уравнения их взаимодействий; дать понятие о мылах
развивающая: продолжить формирование навыков составления уравнений взаимодействия органических веществ; вырабатывать умения выделять главное, сравнивать, анализировать; развивать навыки самостоятельной работы с учебником и выполнения лабораторных работ
воспитательная: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения; показать практическое значение жиров и солей жирных кислот в природе и жизни человека.

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: работа в дифференцированных группах; устный блиц-опрос; индивидуальная работа по карточкам-заданиям; лабораторная работа; самостоятельная работа с учебником;

План урока:
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания (5-6 мин)
3. Строение жиров.(5-7 мин)
4. Свойства жиров. Лабораторная работа.(10 мин)
5. Мыла и СМС. Лабораторная работа. (11 мин)
6. Итоги урока.(2 мин)
7. Домашнее задание (1 мин)

Оборудование: индивидуальные карточки-задания, карточки-задания для групповой работы; реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов «Растворимость жиров в воде и органических растворителях», «Получение мыла», «Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жёсткой воде»; мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Класс делится на 4 группы по 4-5 человек6 группа «сильных» (А), две группы «средних» (В и С) и группа «слабых» (D).

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с соединениями, которые схожи по строению и свойствам со сложными эфирами. Вам предстоит работать по группам; у каждой группы будет своё задание. Но для начала вспомним, что такое сложные эфиры и какие свойства характерны для этих соединений.

2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
1. Устный блиц-опрос по теме «Сложные эфиры» (работают члены группы D)
2. Работа по карточкам-заданиям (группы А, В и С)
3. Работа у доски (группа D: члены группы выполняют индивидуальные задания у доски одновременно)

3. Строение жиров
1. Группы А, В, С самостоятельно изучают текст учебника о строении жиров и проводят взаимный опрос по карточке-заданию.
2. Группа D изучает текст учебника на стр. 192-193, после чего учитель проводит беседу по вопросам (выводятся на экран мультидийного проектора в начале работы).

Слайд 1.

1. Что такое жиры?
2. Вещества каких классов участвуют в образовании жиров?
3. Какие кислоты участвуют в образовании жиров?
4. Какая реакция лежит в основе образования жиров?
5. Чем отличается строение твёрдых и жидких жиров? Приведите примеры.
6. Запишите общую формулу жиров.


4. Свойства жиров.
1. Группы выполняют лабораторные работы «Растворимость жиров в воде и органических растворителях» и «Получение мыла» (по инструкции). Уравнение реакции получения мыла в группах А, В, С составляются самостоятельно, правильность проверяется у доски.
2. Фронтальная работа.
- Будут ли отличаться химические свойства жидких и твёрдых жиров? В чём причина отличий?
- Составьте уравнение гидрирования жира, содержащего остатки олеиновой кислоты.
- На доске записана реакция этерификации. Составьте уравнение обратной реакции. Определите её тип.
3. Работа в группах по заданиям (выводятся на экран проектора)









Слайд 2.

Группа А Выполните упр. 6 на
стр. 195
Группа В и С Напишите уравнение гидролиза жира, образованного остатками стеариновой, пальмитиновой и линолевой кислот.
Группа D Cоставьте уравнение реакции гидрирования жира, имеющего формулу:
H2C – О – С=О
С2Н3

НС – О - С=О
С3Н5

H2C – О – С=О
С2Н3




5. Мыла и СМС.
1. Фронтальная работа.
- В ходе лабораторной работы вы получали мыло взаимодействием жира с гидроксидом натрия. Какое определение вы можете дать понятию «мыло»? (записываем определение в тетрадь)
- Являясь солями высших карбоновых кислот, мыла под действием воды подвергаются гидролизу (уравнение в общем виде выводится на экран проектора)

Слайд 3.

Гидролиз мылов

R1 – СООNa + H2O ----- NaOH + R1 – СООH

- Образовавшаяся щёлочь частично разлагает жиры и освобождает прилипшую к ним грязь. Карбоновые кислоты с водой образуют пену, которая захватывает частицы грязи. В жёсткой воде мыло не пенится, т.к. образуются нерастворимые соли.
- Напишите уравнение реакции между стеаратом натрия и гидрокарбонатом кальция. (формулы веществ выводятся на экран)

Слайд 4.

Стеарат натрия Гидрокарбонат кальция

C17H35COONa Ca(HCO3)2


- Как можно снизить содержание гидрокарбоната кальция в воде?
- Другим способом улучшить качество стирки является применение синтетических моющих средств, которые являются натриевыми солями сложных эфиров высших спиртов и серной кислоты. Преимуществом СМС является то, что их соли растворимы в воде.

2. Лабораторная работа «Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жёсткой воде» (по инструкции).

6. Подведение итогов.
Оценивается работа каждого учащегося.

7. Домашнее задание.
Параграф 21, задания по группам.












































Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 г.Ейска





Урок химии в 8 классе

ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ











Автор: Годлевская Наталья Юрьевна,
учитель химии и биологии
МОУ СОШ №11 г.Ейска













Ейск
2008-2009 учебный год
УРОК ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

Тема урока: ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
УМК: «Химия, 8 класс», О.С. Габриелян.

Цели урока: продолжить формирование умения определять степень окисления по формуле; дать понятие об оксидах; познакомить с наиболее распространёнными природными оксидами; выявить отличия между гидридами и летучими водородными соединениями.
Задачи:
образовательная: сформировать понятие об оксидах как важнейшем классе бинарных соединений; показать отличия между строением и свойствами гидридов и летучих водородных соединений;
развивающая: продолжить формирование навыков определения степени окисления; вырабатывать умения выделять главное, сравнивать, анализировать; развивать навыки самостоятельной работы с учебником;
воспитательная: формирование естественнонаучного мировоззрения; показать значение оксидов и водородных соединений в природе и жизни человека.

Тип урока: комбинированный
Метод проведения: беседа; проблемное изложение; лабораторная работа; самостоятельная работа с учебником.

План урока:
5. Организационный момент (1-2 мин)
6. Актуализация опорных знаний учащихся.(5 мин)
7. Оксиды и их состав.(8мин)
8. Природные оксиды. Лабораторная работа.(10 мин)
5. Водородные бинарные соединения. (8 мин)
6. Закрепление. (3 мин)
7. Итоги урока.(2-3 мин)
8. Домашнее задание (1 мин)
Оборудование: индивидуальные карточки-задания, образцы оксидов – природных соединений; таблицы для самостоятельного заполнения, мультимедийный проектор, мультимедийное учебное пособие «Химия, 8 класс», изд. «Просвещение», 2002, презентация

Ход урока

1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
1) индивидуальная работа по карточкам («слабые»)
2) фронтальная беседа
- На прошлом уроке вы познакомились с новым понятием – степень окисления атомов химических элементов. Давайте вспомним:
- Что называется степенью окисления?
- Какие значения может иметь степень окисления?
- На доске записаны формулы соединений. Проставьте с.о. у тех элементов, у которых она является постоянной (один ученик у доски).

MgO
NaH
P2O5
HF
H2O
CaCl2
SO3

Пока ученик работает у доски, беседуем с классом:
- У каких элементов с.о. является постоянной?

Проверяем работу у доски

- Среди записанных формул соединений есть те, которые содержат водород. Какие значения может иметь водород в соединениях с другими элементами? Проставьте с.о. водорода.
- Рассчитайте с.о. оставшихся элементов (3 ученика у доски, остальные самостоятельно в тетради).
- Формулы всех записанных соединений состоят из атомов двух элементов. Как называются такие вещества? (бинарные)

- Сегодня мы познакомимся с важнейшими классами бинарных соединений.

Записываем тему урока. На экране проектора – слайд 1.
Слайд 1



ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ

БИНАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ



3. Оксиды и их состав.
- На доске записаны формулы бинарных соединений, относящихся к одному классу. Что это за соединения? (оксиды)
- Дайте названия этим оксидам.
- На основании строения этих соединений попробуйте сформулировать, что называется оксидами.

Выводим на экран мультимедийного проектора презентацию с частями формулировки.


Слайд 2



ОКСИДЫ – ЭТО




Слайд 3



СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА




Слайд 4



СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ







Слайд 5




ОДИН ИЗ КОТОРЫХ – КИСЛОРОД





- Сравните получившееся у вас определение с тем, которое дано в учебнике на стр. 91.
- Чем оно отличается?
- Почему в определении, данном в учебнике, указывается степень окисления кислорода?

- Есть соединения, содержащие кислород в других степенях окисления:

ОF2 и пероксиды (H2O2) (формулы записаны на доске)

- Можем ли мы считать их оксидами? Нет, следовательно, точное определения оксида должно содержать упоминание о степени окисления кислорода.

Выводим последнюю часть определения.

Слайд 6



В СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ – 2




Читаем определение ещё раз.

Слайд 7

ОКСИДЫ – ЭТО СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ДВУХ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ОДИН ИЗ КОТОРЫХ – КИСЛОРОД В СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ – 2


- В состав любого оксида входит кислород, а также атомы другого химического элемента: металла или неметалла. В зависимости от этого различают классы оксидов.

Рассматриваем классификацию оксидов с использованием мультимедийного проектора (CD «Химия. Мультимедийное учебное пособие», изд. «Просвещение», фрагмент 38 «Классификация, химические свойства и получение оксидов»)

4. Природные оксиды. Лабораторная работа.
В ходе работы названия и формулы рассматриваемых оксидов выводятся на экран.
- Оксиды – широко распространённый в природе класс неорганических соединений.
- У вас на столах образцы природных оксидов. Найдите среди них оксид железа (III). Прочитайте его формулу. Это – красный железняк.
Слайд 8


КРАСНЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК

Fe2O3

Оксид железа (III)


- На что указывает римская цифра 3 в названии оксида?
- Есть ли среди образцов другой оксид железа? Прочитайте его формулу. Это – магнитный железняк
Слайд 9

МАГНИТНЫЙ ЖЕЛЕЗНЯК

Fe3O4

Fe+2O-2 Fe2O3

оксид железа (II) оксид железа (III)


- . Он состоит из двух оксидов. Какова степень окисления железа в оксиде FeO? Таким образом, магнитный железняк содержит железо в двух степенях окисления - +2 и +3.
- Другой часто встречающийся в природе оксид – оксид кремния (IV). Найдите его. Прочитайте формулу. Какое природное соединение он образует?

Слайд 10


КРЕМНЕЗЁМ
(КВАРЦЕВЫЙ ПЕСОК)

SiO2
oксид кремния (IV)




- Глина – это тоже природный оксид, оксид алюминия. Какова его формула?
Слайд 11

ГЛИНА


Al2O3

оксид алюминия



- Оксид кальция мы знаем под названием негашеная известь. Назовите формулу этого вещества.



Слайд 12

НЕГАШЁНАЯ ИЗВЕСТЬ

СаО

оксид кальция


- Среди выданных вам веществ есть одна жидкость. Какое это вещество? Каково химическое название воды?
Слайд 13

ВОДА

Н2О
оксид водорода


- Запишите формулы рассмотренных оксидов, их названия и отметьте их агрегатное состояние и цвет.
- Многие природные оксиды являются газами. Это углекислый газ, сернистый газ, оксиды азота. (Формулы выводятся на экран).
Слайд 14

СО2
оксид углерода (IV)

SО2
оксид серы (IV)
NО NО2 N2О3 N2О5
? ? ? ?
- Какой можно сделать вывод о физических свойствах оксидов? (Оксиды – вещества с разнообразными физическими свойствами).

5. Водородные бинарные соединения.

- Кроме оксидов есть и другой важнейший класс бинарных соединений - водородные соединения.
- У вас на столах находятся таблицы. Вы должны их заполнить, используя текст учебника на стр. 66-67 (96-97).

Выводим незаполненную таблицу на экран мультимедийного проектора.
Заполняем таблицу (работа учащихся с места)

Слайд 15

Сравнительная характеристика водородных бинарных соединений

Водородные
бинарные
соединения Состав Тип
химической
связи Степень
окисления
водорода Характерные
физические
свойства Примеры
соединений

гидриды



атомы
водорода и
металла
ионная
-1
твёрдые,
нелетучие,
тугоплавкие
NaH
CaH2


летучие
водородные
соединения

атомы
водорода и неметалла
ковалентная
полярная
+1
газы
хорошо
растворимы в
воде

НCl
H3N (NH3)

- Из таблицы видно, что состав и тип химической связи в соединении тесно связаны с его физическими свойствами. В этом мы ещё не раз убедимся при изучении других классов неорганических соединений.

6. Закрепление.
- А теперь давайте повторим:
- С какими важнейшими классами бинарных соединений вы сегодня познакомились?
- Что называется оксидом?
- Какие физические свойства характерны для оксидов? (агрегатное состояние, цвет)
- Какие физические свойства характерны для гидридов? Для летучих водородных соединений?
- От чего зависят свойства веществ?

7. Итоги урока.

8. Домашнее задание.
Параграф 18, упр. 1 (выписать формулы оксидов металлов и неметаллов, назвать их), дать названия оксидам азота, рассмотренным на уроке.

Hosted by uCoz